Меню
Доп.
инфо
?

Бродский-младший в доме Грина

Сын взялся за осуществление отцовского проекта

Оказалось, так было задумано - ненавязчиво настроить нас на испанские мотивы, а потом энергично окунуть в страсть и темперамент юга.

Все началось с Дон-Кихота Бродского в том зале гриновского музея, где уже третий месяц экспонируется выставка знаменитого иллюстратора бессмертного романа Сервантеса и автора гриновской "Бригантины". Потом мы перешли в другой зал, к Дон-Кихоту феодосийца Флорескула, и под нежнейшие звуки гитары начали осознавать, что испанская тема преследует нас в этот вечер не случайно. Коктебельский пейзаж Флорескула с его жизнерадостными сочными красками явился нам испанской долиной, - и как можно было не заметить этого раньше!

Прежде, чем черноволосая Китри из танцевального ансамбля "Браво" в облегающем точеную фигурку красном платье довела испанские настроения до апогея, ведущие объявили, что сегодня в Доме Грина - вечер Сервантеса, Грина и Бродского.

Кто из нас, родившихся в 60-е и раньше, не держал в руках книг Сервантеса, Войнич, Джованьолли, Островского, Роллана, Мопассана с характерными рисунками Саввы Бродского, которые память сохранила на десятилетия. Просматривая на выставке в музее Грина "огоньковскую" и другие серии этих изданий, поняла, что знаю Бродского давным-давно, еще с тех пор, когда "Как закалялась сталь", "Овод", "Спартак", "Дон-Кихот" и "Алые паруса" казались лучшими книгами в мире.

Испанская графика Бродского наиболее популярна. Наверное, потому, что "Дон-Кихот" - один из самых любимых человечеством романов. Еще во времена, когда наших ученых и деятелей искусства не жаловали признанием в зарубежных кругах, испанцы избрали Бродского почетным членом академии Сан-Фернандо в Мадриде.

Дом Грина пригласил друзей не просто на вечер Грина и Бродского. В Феодосию после пятнадцатилетнего перерыва приехал сын Саввы Григорьевича Александр. Приехал по приглашению феодосийцев, чтобы осуществить отцовскую идею создания романтической гриновской страны.

Савва Григорьевич не успел создать свой гриновский квартал. С тех пор прошло двадцать лет. За это время выросли люди, которые могут открыть для себя Грина совершенно по-новому. И сотрудники музея Грина решили, что пришла пора создания этой экспозиции в зрелищном, изобразительном виде.

- Речь идет о новом изобразительном образе, который был бы понятен современной молодежи, пробудил у нее интерес к литературе и творчеству, - сообщила на вечере директор Дома-музея А.Грина Лариса Ковтун.

- Саввой Григорьевичем Бродским был создан образ музея-корабля. Сейчас мы хотим воплотить в жизнь другую его идею - создать образ романтической гриновской страны, расширить тем самым философский смысл гриновского творчества не только как певца моря и морских странствий, но и того романтического мира, куда человек стремится в своих грезах, - говорит научный сотрудник музея Грина Людмила Варламова. - Грин, конечно же, отталкивался от реалий, которые его окружали. Когда они с Ниной Николаевной ездили по окрестностям Крыма, в Щебетовке, тогда это была деревня Отузы, Грин обратил внимание жены на живописную ветвь на стене старого здания. Он сказал: "Вот опишу я это, как вижу, и будут думать, что это где-то далеко, в удивительной стране, а это здесь, близко, около моей души". Это мы и предполагаем использовать в нашей будущей экспозиции - реалии Крыма, Феодосии и, в тоже время, романтические образы.

Смысл экспозиции в том, чтобы приблизить ее к новому поколению читателей Грина. Тем, которые не очень любит читать книги, а привык к другим способам познания мира - видео, телевизору, компьютеру. Мы хотим таким способом приохотить их к Грину, чтобы они все-таки поняли, что в мире есть высшие ценности - добро, красота. Через зрелищные ассоциации они, может быть, придут к постижению Грина через книгу.

Александр воспринял эту идею с большим энтузиазмом, и уже в этот приезд у него зародились какие-то образы.
Александр Бродский - современный авангардный художник. Совместим ли авангард с гриновской темой? Этот художник настолько многопланов, что каждую тему он решает совершенно по-своему. Сотрудники музея уверены, что, обращаясь к Грину, он сохранит тот романтический настрой, который характерен для Дома писателя. Они считают, что воплотить идею гриновской страны может только Бродский, который видел, как работает отец, вырос на этом.

Александр подтвердил, что для него было бы в какой-то мере обидно, если бы эту вещь передали в другие руки. Он обещал уже в мае привезти конкретные идеи, воплощенные в этюдах.

     - Мне радостно видеть, что память об отце жива в этом доме, - сказал Александр Бродский. - Прошло двадцать лет с тех пор, как он ушел, но я до сих пор не смог этого осознать. Он был гениальный рисовальщик, философ, физиономист, знаток людей, способный перевести тонкости человеческой натуры в язык графики. Я приехал и увидел его выставку. Посмотрел эти листы и еще раз убедился, насколько они хороши. Феодосийский музей составлял большую часть его жизни, отец сюда стремился всегда.

Кто же он, Александр Бродский, которому Феодосия доверила обновить образ одного из главных своих достояний - музея Грина? Выставки Александра проходят в Америке, Испании, Германии, Италии, Японии. В последние годы он работает и выставляется в Москве.

"Работы этих москвичей из поколения тридцатилетних трудно поддаются классификации, - пишет о Бродском и Уткине известный в США эксперт по современному искусству Гамбрэлл в каталоге нью-йоркской выставки молодых архитекторов. - В них можно найти следы настроений, характерных для утопической архитектуры 20-х годов, однако они пропитаны горьким знанием того, во что обходится человеку неудачные социальные эксперименты, технологический прогресс".

Бродский-младший воплощает свои художественные идеи в основном в инсталляциях - объемных художественных сооружениях. Его инсталляция "Кома" весьма и весьма нашумела в Москве два года назад. По центру мегаполиса протекает река из мазута. Мегаполис напоминает Москву. Дома из необожженной глины слегка деформированы, но эти белые глиняные шаржи на небоскребы ироничны и милы, словно ожившие детские воспоминания о Москве белокаменной. Эпатаж заключался в том, что город тонул, постепенно погружаясь в мазут. Зрители приходили снова и снова, чтобы наблюдать все этапы погружения.

Некоторые критики не согласны с теми, кто видит в творчестве Бродского эсхатологический пафос. Они утверждают, что даже самая провокационная "Кома", где город постепенно заливается нефтью, - кажется не столько трагической метафорой, сколько изящным ироническим комментарием неотвратимости судьбы. В конце концов, этот город, отразившись в черных нефтяных реках и каналах, оказался красивей прежнего.

До недавнего времени Александр Бродский не занимался практической архитектурой. Но в последние годы он сделал очень много практических проектов и надеется, что этот опыт практического архитектора поможет в создании будущей экспозиции.

На создание новой экспозиции потребуются немалые средства. Город, естественно, не сможет их выделить. Поэтому сотрудники музея рассчитывают заинтересовать своими проектами предпринимателей, которые захотят вложить какую-то часть своих доходов в Крым. Наш полуостров все более развивается как курорт, центр туризма. Это ощущается и по интересу к феодосийскому Дому Грина. Надеемся, что огромное количество посетителей привлечет инвесторов, ведь это возможность сделать широкую рекламу своему бизнесу, расширить круг клиентов.

Феодосия Лариса СЕМЁНОВА

 




Сегодня: 20.04.2024

Выберите место отдыха:
Приморский 1
Гурман (П+)
Жилье в Крыму

3D Панорамы
Виртуальный тур по Феодосии - панорамы 360 градусов для компьютеров, планшетов и смартфонов



Температура воды




Feo.ru - сайт о Феодосии

Реклама:


Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru